Ремонт шиферной крыши своими руками: виды дефектов и их причины, технология ремонтных работ и замены материала

Содержание

  1. По каким причинам образуются трещины и дыры в шифере
  2. Как своевременно обнаружить дефекты покрытия
    1. Виды дефектов
    2. Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины
    3. Ставим «диагноз» по трещинам листов
  3. Срок службы шифера по ГОСТу
  4. От чего зависит срок службы кровли из шифера
    1. Чем определяется срок службы шифера
      1. Асбоцементный шифер
      2. Еврошифер
      3. Сланцевая кровля
    2. Грамотная укладка шифера
      1. Правило 1. Не торопитесь!
      2. Правило 2. Какая обрешетка – такая и кровля!
      3. Правило 3. Не крепите обычными гвоздями!
      4. Правило 4. Сверлите отверстия!
      5. Правило 5. Шифер крепится только в гребень!
      6. Правило 6. Не притягивайте листы шифера плотно!
      7. Правило 7. Учитывайте господствующее направление ветра!
      8. Правило 8. Подрезайте уголки!
      9. Правило 9. Не рубите шифер!
      10. Правило 10. Обращайте внимание на штамп!
    3. Как продлить «жизнь» крыше из шифера
  5. Инструменты для ремонта
  6. Подготовительные работы для ремонта шифера
  7. Чем заделать дырку в шифере на крыше
    1. Бетонный раствор
    2. Цементно-асбестовый раствор с ПВА
    3. Бутил-каучуковой водонепроницаемой ленты
    4. Влагостойким нитроцеллюлозным клеем
    5. Самодельная и готовая битумная мастика
    6. Полиуретановая пена и эпоксидная смола
    7. Мелом и олифой
    8. Готовые шпаклевочные смеси
    9. Цементно-песчаную смесь
    10. Монтажная пена
    11. Алюминиевая фольга
    12. Заплатка из жести
    13. Гидроизолирующим обмазочным составом
  8. Мелкий ремонт шиферной крыши
  9. Капитальный ремонт шиферной крыши
    1. Как отремонтировать конёк шиферной крыши
    2. Как заменить отдельные листы шифера
  10. Самые проверенные способы ремонта шиферной кровли
    1. Способ №1. Битумная лента для широких сколов
    2. Способ №3. Наплавляемая кровля для расколотого листа
    3. Ремонт шиферной крыши полимочевиной
      1. Видео: уникальные характеристики полимочевины
    4. Способ №4. Ткань с клеем для надежной гидроизоляции
    5. Способ №5. Масляная краска для больших заплат
    6. Способ №6. Армирующая сетка для старого шифера
    7. Способ №7. Цементный раствор для серьезных повреждений
  11. Особенности ремонта шиферной кровли в зимний период
  12. Как защитить шифер от дальнейших разрушений?
  13. Чем нельзя ремонтировать шиферную крышу

По каким причинам образуются трещины и дыры в шифере

Для правильного подбора метода, при помощи которого будут производиться ремонтные работы предварительно необходимо выяснить, что стало причиной появления повреждений. Благодаря этому удастся выполнить заделку дыр в кровельном материале таким образом, чтобы через небольшой временной промежуток данный недочет повторно не возник.

Ввиду достаточно высокой хрупкости шифера его повреждение происходит по ряду следующих многочисленных причин:

  • Ударные нагрузки. Причина заключается в неаккуратной ходьбе по крыше.
  • Технологический брак. Во время производства материала гидратация цементной основы осуществляется в условиях недостаточной влаги, из-за чего шифер не приобретает оптимального уровня прочности. В итоге такие листы с легкостью покрываются трещинами даже под воздействием незначительных нагрузок, а проведение ремонтных работ в подобных ситуациях является бессмысленным.
  • Длительный период эксплуатации. В основном срок службы кровельного материала относительно небольшой и достигает лишь 10-12 лет, по истечении которых на его поверхности начинают возникать трещины и другие повреждения.
  • Неаккуратная транспортировка и хранение. Дефекты из-за этого не всегда можно выявить изначально, но зато они становятся хорошо заметными при ходьбе по уложенным листам шифера на кровли. Во избежание образования повреждений шифера следует соблюдать осторожность не только при укладке, но и на протяжении всего времени сопутствующему этому процессу (при перевозке и хранении до проведения монтажных работ).
  • Неверно уложенное покрытие. В такой ситуации проблемы могут возникнуть, если волны листа частично находятся на крыше без опоры на рейку. В итоге при данном способе монтажа образование трещины может произойти при неаккуратной ходьбе по кровельному материалу или при падении на его поверхность тяжелого инструмента и веток рядом расположенных деревьев.
  • Применение неподходящих крепежных элементов. К числу достаточно частых ошибок относится использование для фиксации кровельного материала обыкновенных гвоздей без наличия резиновых прокладок.
    Помимо этого повреждения появляются в случаях, если укладывать шифер без предварительного сверления отверстий в сухих листах под забиваемые крепежи. Без их проделывания перед вбиванием гвоздей в покрытии могут возникнуть очень продолговатые по длине и опасные трещины, а также дыры небольших размеров.

Обратите внимание! Во избежание возможного повреждения шифера при сезонном расширении металла, отверстия в нем необходимо делать немного больших размеров, чем используемые крепежные элементы. Сильно увеличивать их не следует, чтобы не затекала вода во время осадков, дополнительную защиту от которой и обеспечивают именно резиновые прокладки.

  • Неподходящий угол наклона крыши. В результате укладки шифера на такую кровлю можно наблюдать застаивание воды.
  • Шероховатая поверхность материала. По этой причине на шифере регулярно происходит скопление снега в зимний период времени. Под влиянием теплых солнечных лучей весной снежный покров начинает таять, и в итоге вода стекает вниз. Над карнизом крыша всегда является более холодной, таяние снега происходит не очень быстро и стекающая жидкость повторно превращается в лед, под воздействием которого шифер медленно подвергается разрушению.
  • Резкие перепады температуры. Из-за них материал начинает приобретать микротрещины.
  • Выполнение раскроя листов при недостаточных познаниях и опыте. Сложнее всего резать шифер в ситуациях, когда доводится осуществлять проведение работ близко к краю или крайней волне, а также при проделывании отверстия для трубы. В таком случае совершить заделывание дыр в кровельном материале от последнего фактора можно исключительно в ходе монтажа двойной латки.

Обратите внимание! При предельно аккуратном обращении с шифером можно существенно сократить вероятность возникновения трещин и дыр, для устранения которых потребуется производить ремонтные работы или и вовсе совершать замену листов.

Помимо этого достаточно часто трещины в шифере появляются по причине несоблюдения технологии производства материала на разных этапах:

  • В ходе готовки раствора добавляется меньшее количество цемента, чем требуется.
  • Изготовление в кустарных условиях без применения качественного оборудования и ряда других нюансов.
  • Использование коротких асбестовых волокон.
  • Некачественно выполненная обработка готовых листов шифера.

Во избежание приобретения низкосортного кровельного материала лучше всего отдавать предпочтение продукции положительно зарекомендовавших себя на рынке изготовителей.

Как своевременно обнаружить дефекты покрытия

Протечки – очень нежелательные последствия нарушения кровельной системы. Они появляются от различного рода повреждений:

  • Биологических;
  • Механических воздействий;
  • Погодных условий.

С целью недопущения протекания кровли, время от времени необходимо делать осмотр шифера. Распространенными дефектами шиферных кровель являются сколы на поверхности и краях шиферных листов. Наиболее часто причины ремонта возникают из-за «старения» материала.

Виды дефектов

В отличие от таких покрытий, как металлочерепица или профнастил, шифер не подвергается коррозии и его повреждения обычно связаны с механическими воздействиями.

Основные виды дефектов шиферной крыши:

  • трещины;
  • сколы;
  • пробоины;

Пробоины образуются в результате падения тяжёлых предметов:

  • срыв листов из-за их плохой фиксации;
  • неправильное соединение листов, что приводит к появлению протечек;
  • негерметичность коньковых элементов, а также мест примыканий.

Чаще всего на шифере появляются трещины, и чтобы определить, насколько опасными они являются, надо хорошо рассмотреть образовавшийся дефект:

  • трещина по верхней волне. Это наименее опасное повреждение, а заметить его проще всего. В большинстве случаев оно не приводит к появлению протечек, так как под образовавшейся трещиной не застаивается вода;
  • трещина по нижней волне. В таких случаях протечки обязательно появятся;
  • трещина поперёк листа. Это самое опасное повреждение. Оно приводит не только к протеканию крыши. Со временем такая трещина будет расширяться и переходить на волны, расположенные рядом.

Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины

Чтобы увидеть трещину на листе шифера, нужно воспользоваться специальным телескопическим оборудованием, поскольку подобные нарушения структуры АЦЛ (асбестоцементного листа) сложно заметить невооруженным глазом. Для того чтобы понять, нужно ли ремонтировать крышу из шифера и есть ли в ней дыры/щели/трещины, необходимо провести оценку чердачного перекрытия и стропильной системы изнутри. То есть, по внешнему виду утеплителя и дерева стропил можно судить о возможных протечках в крыше. О них будут свидетельствовать:

  • Влажное и подгнивающее дерево стропил;
  • Пятна и плесень на утеплителе или других компонентах кровельного пирога;
  • Пятна на полу чердака в определенном месте.

Если протечка выявлена, стоит определить и уровень опасности прорухи. Так, рассмотрим виды трещин:

  • Если трещина расположилась в нижнем гребне шифера крыши, значит, нужна срочная реставрация кровельного покрытия. Поскольку со временем вода просто прольется на голову жильцам дома. Ведь именно в нижних гребнях кровельного волнового материала вода скапливается в максимальном количестве.
  • Если проруха образовалась на верхнем гребне волны покрытия, это менее опасный вариант, но все же требующий задуматься, как проходит заделка трещин в шифере.
  • И, наконец, самой неприятной с точки зрения прогноза является трещина поперечная. Здесь проруха может перекинуться на соседние волны, что приведёт к ломке всего листа покрытия. Поэтому его лучше всего заменить полностью.

Важно: начиная ремонтные работы, наденьте защитную одежду. Поскольку волокна асбеста являются токсичными для здоровья человека.

Ставим «диагноз» по трещинам листов

Если трещины пошли по выступающим волнам шифера, тогда закладки необходимо накладывать и снизу, и сверху.

Трещины в нижних волнах требуют самых сложных решений. Ведь именно здесь будет постоянно застаиваться вода, и довольно сложно достичь необходимой герметичности.

Но давайте посмотрим сначала на саму трещину – от этого многое зависит:

  1. Трещина, которая идет по верхней волне шифера (ее легче всего заметить), обычно не дает протеканий ввиду того, что вода под ней не застаивается. Это – самая безобидная трещина, и заделать ее легко – просто согните оцинкованное железо и подсуньте под шифер, а саму трещину накройте специальной кровельной лентой.
  2. Трещина, которая идет по нижней волне, самая опасная – здесь без протечек не обойтись. Используйте герметик, латку и согнутый лист.
  3. Трещина, которая пошла поперек листа шифера, самая опасная! И одними протеканиями здесь не обойтись – трещина станет расширяться и перейдет в будущем на последующие волны.

Определились с будущим ремонтом? Действуйте осторожно! Помните, что во многих странах мира это покрытие для крыши и вовсе запрещено из-за вреда для здоровья, а потому при демонтаже старых листов или механической обработке защищайтесь от асбестовых волокон. Вот, как это делают профессиональные бригады:

Демонтаж старого шифера

Срок службы шифера по ГОСТу

Несмотря на более чем столетний период активного промышленного изготовления и эксплуатации асбестоцементного материала, достоверно установить и подтвердить срок службы шифера волнового уполномоченным государственным службам и организациям так и не удалось.

Правоустанавливающие конторы Министерства строительства СССР, в ведении которых находились вопросы разработки срока службы шифера и любых других кровельных материалов для крыши, старательно обошли данный вопрос при разработке ГОСТов.

На сегодня существует три основных стандарта, которые определяют требования к шиферному листу, его размерам и характеристикам, способу устройства крыши из шифера:

  • Госстандарт СССР №20430-84 на шифер профиля 40-150;
  • Более старый и подробный ГОСТ 16233-77, которым установлены требования к листовому волнистому шиферу для крыш, профиль 54-200;
  • Самый новый СНиП II-26-76 от 2010 г. на обустройство различных типов крыш, в том числе и под кровлей из шифера.

Ни один из приведенных документов не регламентирует срок службы шифера, и мало того, нет указаний или формулировок о том, что шиферная кровля является одноразовой. Есть четкие указания по качеству и способу приема, транспортировки шифера, но нет ничего, что могло бы быть использовано для определения срока службы.

К сведению! Это значит, что если жилищная контора перекрывает крышу многоэтажного дома старым, но целым шифером, предъявить претензии к руководству на основании ГОСТа или СНиПа практически невозможно.

На самом деле, это не оплошность и не ошибка разработчиков стандартов по срокам службы. Отсутствие конкретных временных периодов связано с тем, что шифер является всего лишь одним из элементов кровли. По нормам, срок службы шиферной крыши определяется с учетом деревянных конструкций обрешетки и стропил, и состояния утеплителя. Эти два элемента выходят из строя намного раньше, чем шифер.

В строительной документации на новые постройки срок службы или гарантия для шиферного листа сознательно ограничивается 15 годами, хотя при надлежащем качестве материала и обслуживании шифер может прослужить на крыше и 70 лет.

От чего зависит срок службы кровли из шифера

Шифер — хрупкий материал. Он легко растрескивается от удара, а отколотые края у листов на свесе — вообще деревенская классика. Кроме того, материал очень тяжелый: вес шифера со стандартными восемью волнами — от 20,6 до 35 кг, в зависимости от толщины листа. Из-за сочетания этих двух свойств срок службы шифера сильно зависит от  того, как материал перевозили и укладывали на кровлю.

В частности, листы шифера нужно укладывать аккуратно и ни в коем случае не бросать. Вместо этого не обремененные ответственностью грузчики могут просто кидать тяжелые пачки в машину или на землю, облегчая себе работу. Шифер прочный, поэтому даже при таком обращении откровенного боя будет немного, а вот микротрещин в структуре листов — полно. Со временем на таких листах появится сеть уже настоящих трещин, они начнут крошиться и потеряют прочность. Поэтому правильная погрузка и разгрузка материала очень важна.

Дефекты кровли из шифера

По этой же причине важен качественный монтаж. Стоит вбить крепеж в лист без засверливания — и в этом месте появятся микротрещины или сколы. А если закрепить листы жестко, без упругих полимерных прокладок, то шифер может треснуть и развалиться из-за изменения размеров под воздействием температуры. При этом, несмотря на более чем столетнюю историю и отработанную технологию, добиться соблюдения правил монтажа кровельщиками непросто. Это растягивает процесс монтажа и увеличивает их расходы, поэтому некоторые монтажники склонны нарушать технологию. Ведь брак в их работе владелец дома заметит только спустя несколько лет.

Вид шифера также влияет на срок службы. Обычный шифер волновой бывает стандартным с толщиной листа 5,8-6 мм, облегченным — 5,2 мм и повышенной прочности — 7,5 мм. Естественно, упрочненный вариант прослужит дольше — 40-50 лет практически гарантированно, но весит он почти на 10 кг больше. Кроме того, есть еще плоский шифер. В основном, это облицовочный материал, но его используют и для перекрытия плоских кровель. Редкие энтузиасты распиливают листы на небольшие квадраты и крепят их на кровлю. Это трудоемко, но зато в результате получается очень точная имитация дорогой сланцевой крыши. Только прослужит она меньше, чем волновой шифер и, тем более, сланец — до 40 лет.

Чем определяется срок службы шифера

Сегодня шиферная крыша считается наиболее распространенной для небольших построек вспомогательного назначения. Асбестоцементным листом кроют все – от курятников и коровников, до гаражей и складских объектов. Материал покупается огромными партиями, и о сроке службы шифера речи не идет, пока не обнаруживаются проблемы с протечками кровли.

На начальном этапе необходимо обязательно обратить внимание на условия, обеспечивающие длительный срок эксплуатации материала:

  • Надлежащее качество материала, если партия большая, пару листов можно выделить для дефектовки и испытания на прочность;
  • Правильная укладка, как обрешетки, так и самого листа;
  • Периодическое обслуживание шиферной крыши.

Главным фактором, определяющим долговечность и надежность шиферной кровли, остается качество материала. Если асбестоцементный лист изготовлен из высококачественного волокна, произведенного в г. Асбест, а не куплен по дешевке у китайских фирм, то с вероятностью в 90% можно утверждать, что ресурс составит не менее 20 лет.

Асбоцементный шифер

Начнем обзор с наиболее распространенного кровельного материала: низкая стоимость и хорошие гидроизоляционные свойства – главные составляющие его успеха.

Опасность для здоровья человека представляет входящий в состав шифера асбест, и поэтому современные материалы постепенно вытесняют это кровельное покрытие с рынка.

К тому же, продолжая выполнять свои защитные функции, шифер быстро теряет эстетичность внешнего вида, а ведь крыша играет важнейшую роль в визуальной оценке всего дома. И покрытые мхом шиферные листы, исправно защищающие от дождя, выглядят все-таки не очень эстетично.

Чтобы продлить эксплуатационный срок, необходимо периодически очищать крышу, обрабатывать специальным грунтовочным раствором или окрашивать.

При повреждении какой-либо части кровли не нужно проводить демонтаж всего покрытия – следует заменить лишь непригодный лист.

При бережной транспортировке (это хрупкий материал), монтаже и периодических ремонтных работах шиферная кровля прослужит 30-40 лет.

Еврошифер

Еврошифер бывает различных марок. Наиболее часто в загородном строительстве используется такая его разновидность, как ондулин: привлекает застройщиков в первую очередь легкость материала, удобство монтажа и безопасность в экологическом отношении.

Фирма-производитель указывает средний срок службы в пределах 40-50 лет, при этом гарантию полной водонепроницаемости предоставляет на 15 лет.

В то же время, этот материал не может похвастаться стойкостью цвета, и основные претензии к надежной и сравнительно недорогой крыше сводятся к недовольству внешним видом, который портится уже через несколько лет эксплуатации.

Сланцевая кровля

Особой долговечностью славится природный натуральный кровельный материал – сланец.

Его можно назвать лидером состязания по сроку службы – дома, возведенные более двух столетий назад, сланцевая кровля защищает от влаги до сих пор.

Кровельное покрытие не подвержено коррозии, обладает высокой прочностью, стойкостью к ультрафиолетовому излучению – крыша не изменяет цвет даже после ста лет эксплуатации.

Среди недостатков, кроме большого веса, можно отметить еще один, причем весьма значимый – высокую стоимость.

Работы над улучшением физических и технических характеристик кровельных материалов не прекращаются, производители, улучшая конкурентоспособность своих материалов, успешно борются с недостатками, продлевая срок службы покрытий крыши.

И нынешнее разнообразие материалов позволяет сделать оптимальный выбор с учетом климатических условий региона, назначения крыши и других особенностей.

Грамотная укладка шифера

Наиболее распространенной причиной сокращения срока службы асбестоцемента оказывается трещина в материале, неудачный удар молотком по гвоздю или неправильная укладка материала.

Срок службы шиферной кровли

Чтобы продлить ресурс кровли, нужно избегать наиболее распространенных ошибок:

  • Гвозди бьют только в верхушку волны листа, оставляя небольшой люфт всего в 1-2 мм. Это позволяет избежать раскалывания хрупкого листа при деформации обрешетки;
  • Листы укладывают с учетом преимущественного направления ветра. Чтобы продлить срок службы кровли, направление укладки выбирают с подветренной стороны, навстречу потоку.

Срок службы шиферной кровли

Совет! Планируя использовать асбестоцемент в качестве кровельного покрытия, важно точно соблюдать рекомендации СНиП II-26-76.

Любые импровизации с шагом или материалом каркаса обычно приводят к значительному сокращению ресурса материала. Само устройство асбестоцементного листа и рекомендованные схемы крепления не придуманы и не взяты с потолка, по сути, это обобщенный опыт использования асбестоцементной кровли за десятки лет ее существования.

Правило 1. Не торопитесь!

Работайте аккуратно, соблюдайте всю технологию монтажа. Вы только вдумайтесь, что кровле этой суждено прослужить полвека, если не больше. Она не только детям, но и внукам достанется! Так что можно потратить на кровельные работы не день-два, а три-четыре, но зато сделать все надежно и прочно, соблюдая необходимые правила. А уж шифер, поверьте, оплатит вам сторицей в этом случае и будет служить верой и правдой долгие годы.

Это тоже важно знать:  Крыша под шифер - покрытие своими руками

Правило 2. Какая обрешетка – такая и кровля!

Когда шифер трескается или ломается на крыше, то виноват в этом отнюдь не сам шифер. Он очень прочный материал. Виновата неправильно сделанная обрешетка. Как надежность дома зависит от правильно сделанного фундамента, так и надежность кровли зависит от стропильной системы и обрешетки.

К устройству обрешетки как под шифер, так и под любой другой кровельный материал всегда нужно относиться очень серьезно. Зачастую домовладельцы, небрежно относясь и к шиферу, и к самой кровле, пускают на обрешетку некачественный материал, отходы производства, а то и вообще горбыль, пригодный разве что только на растопку.

Запомните – какой будет стропильная система, такая будет и кровля! Хотите жить под крепкой и надежной крышей долгие годы, не пожалейте сил и времени на устройство качественной обрешетки. Тем более что для шиферной кровли нет необходимости делать сетку частой, как, например, под ондулин или металлочерепицу.

Листы шифера, в отличие от большинства других кровельных материалов, имеют хорошую собственную прочность.

Многие думают, что если шифер сам по себе тяжелый, то и обрешетку под шиферную кровлю необходимо делать частую. Но это заблуждение!

Обрешетку под кровельные материалы делают из расчета снеговой нагрузки (для наших условий это порядка 60 кг/м2), поэтому вес самого шифера (10 кг/м2) несущественно влияет на необходимую прочность обрешетки.

Под ондулин и тонкий металл сетку необходимо делать чаще, чем под шифер в связи с их малой прочностью под снеговой нагрузкой. Шифер же сам по себе достаточно прочный материал, чтобы «помочь» обрешетке справиться с нагрузкой – он сам становится несущим элементом кровли.

Для него вполне достаточно иметь опору на брус по своим краям и середине – для стандартного листа это шаг в 50 см. Оптимальная толщина бруска под обрешетку – от 50 до 75 мм.

И еще очень важный момент: при строительстве обрешетки важно использовать только сухую древесину. Иначе по мере высыхания дерева крепления кровли будут расшатываться, что приведет к трещинам и даже поломкам листов.

Правило 3. Не крепите обычными гвоздями!

В качестве крепежных элементов можно использовать саморезы для шифера или кровельные гвозди.

Шиферные саморезы. Их преимущество в том, что они сделаны из закаленной стали и намного прочнее обычных гвоздей. Головки имеют шестигранную форму под гаечный ключ или прорезь для обычной отвертки. Шурупы снабжены дополнительными уплотняющими шайбами, создающими герметичность крепежного отверстия. Концы шурупов имеют две разновидности – острые и в виде сверла.

Гвозди для шифера. Они отличаются от обычных гвоздей большим диаметром шляпок, доходящих до 14 мм. Длина колеблется от 70 до 120 мм. Нередко их покрывают оцинковкой, что придает гвоздям антикоррозийные свойства.

Выпускаются также кровельные гвозди, имеющие особую форму ствола – с засечками на нем в виде ерша и с винтообразной поверхностью, как у самореза. Подобная форма крепежных элементов не позволит выдернуть порыву ветра уже вбитый гвоздь с листом. Многие профессиональные кровельщики отдают предпочтению именно этому виду.

Правило 4. Сверлите отверстия!

Это правило перекликается с правилом № 1 – не ленитесь и не экономьте время! Многие просто пробивают лист шифера гвоздем, а кое-кто даже убежден, что так и надо делать.

Но, во-первых, такое «варварское» обращение с шифером неизбежно приводит к микротрещинам и ослабляет лист, а зачастую может привести и к поломке листа, ведь шифер – хрупкий элемент.

А во-вторых, отверстия под гвозди или саморезы сверлятся на 2-3 мм больше диаметра крепежного элемента. Это делается специально для компенсации термических расширений кровли и стропильной системы.

Запомните – и для гвоздей, и для саморезов в шифере обязательно сверлятся отверстия!

Правило 5. Шифер крепится только в гребень!

Казалось бы, тут и уточнять нечего. Крепится шифер исключительно в гребень волны, а не в ее прогиб. Но есть на Руси еще «самоделкины», которые убеждены, что крепить надо именно в нижнюю часть для того, чтобы лист покрепче притянуть к обрешетке.

В гребень же не получится крепко! Кто не верит – зайдите на строительные форумы… Здесь все просто – если не выполнить это условие, в местах крепления крыша будет просто протекать, так как вода бежит именно по впадинам.

А насчет «покрепче притянуть» – смотрите следующее правило.

Правило 6. Не притягивайте листы шифера плотно!

Не следует гвозди или саморезы прижимать к листу шифера плотно, необходимо оставлять зазор в 3-4 мм.  Шифер достаточно тяжел и лежит на крыше под своим собственным весом, поэтому не стоит слишком сильно притягивать его к обрешетке, чтобы избежать растрескивания листов.

Правило 7. Учитывайте господствующее направление ветра!

Укладка рядов шифера начинается со стороны, противоположной той, откуда чаще всего дует ветер. Это делается, чтобы ветер в ненастье не «загонял» воду под листы.

Правило 8. Подрезайте уголки!

Совмещение листов по вертикали достигается за счет того, что уголки на них подрезаются. Если укладка листов начата с левой стороны ската, то потребуется обрезка смежных уголков на стыке второго листа в нижнем ряду и первого листа в верхнем ряду и так далее.

Для чего это делается? Чтобы уменьшить количество слоев шиферного «пирога» в местах стыка и тем самым снизить напряжение в листах.

Есть и второй способ укладки – со смещением на половину листа в каждом ряде. Для этого лист режется пополам вдоль, а второй ряд начинается с половинки.

Правило 9. Не рубите шифер!

Если во время монтажа возникает необходимость разрезать лист, то можно выполнить эту работу при помощи болгарки или обычной ножовки. Для облегчения процесса распила рекомендуется смочить шифер водой по линии разреза.

Правило 10. Обращайте внимание на штамп!

Казалось бы, какой-то глупый совет. Но нет! Шиферная кровля монтируется с нахлестом листов в горизонтальных рядах. Иногда перекрывают и две волны, но и по ГОСТу, и по рекомендациям производителя величина нахлеста должна составлять половину волны.  И этому есть понятное и логичное объяснение. Оказывается, перекрывающая и перекрываемая (крайние) волны любого листа имеют разные размеры.

Перекрываемая (нижняя при монтаже) ниже как раз на толщину листа. Как ее отличить на листе шифера? Ведь далеко не у всех настолько наметанный глаз, чтобы заметить разницу в несколько миллиметров. Очень просто: именно на ней завод-изготовитель ставит свой штамп. Этот штамп и должна закрыть волна соседнего, перекрывающего листа.

Так что, если на шиферной крыше видны заводские штампы на листах – укладка была произведена с грубыми нарушениями технологии.

Как продлить «жизнь» крыше из шифера

Кровля из волнового материала, в зависимости от того, какой шифер выбран, служит в среднем 30-40 лет. Но этот срок можно продлить до 50-70 лет:

  1. Контролируйте процесс разгрузки шифера и, по возможности, его погрузки. Предупредите рабочих о том, что вы будете проверять листы, установите штрафы за невыполнение ваших требований.
  2. Наймите квалифицированную монтажную бригаду. Опять-таки, с обязательным поэтапным контролем качества работ.
  3. Используйте крашеный шифер. Это не только вопрос эстетики, но и долговечности: краска делает листы шифера более гладкими, поэтому за них хуже «цепляется» снег; из-за нее асбестоцемент практически перестает вбирать влагу, что приводит к замедлению его внутреннего разрушения; окрашенный лист лучше защищен от ультрафиолета и воздействия агрессивных веществ.
  4. Регулярно чистите кровлю от снега, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на крышу и обледенения весной.
  5. Обновляйте краску, когда она выцвела или появились другие дефекты. Заводская краска держится на материале около 10 лет, дальше кровлю нужно периодически перекрашивать, чтобы продлить ее срок службы.
  6. Не забывайте о мелком ремонте старых крыш. Шифер — это портландцемент с асбестом. Поэтому небольшие сколы и трещины можно заделать все тем же цементом.

Если крыша уже сделана из обычного, не крашеного шифера, то со временем она начнет зарастать грязью и лишайниками. Это не только некрасиво, но и вредно для материала. Чтобы продлить срок службы такой кровли, помойте ее под давлением, дайте высохнуть, после чего обработайте антисептиком и покрасьте грунтовкой.

Инструменты для ремонта

Для ремонта шиферной крыши понадобятся простые и доступные инструменты, которые должны быть в арсенале любого домашнего мастера:

  • электродрель;
  • болгарка;
  • молоток;
  • пила;
  • кельма;
  • шпатель;
  • измерительный инструмент;
  • кисть;
  • трап для безопасного передвижения по крыше;
  • верёвка;
  • респиратор.
    В зависимости от используемых для ремонта материалов могут понадобиться разные инструменты

Подготовительные работы для ремонта шифера

Перед тем как устранить трещину, её необходимо сначала обнаружить. Сделать это порой совсем не легко, особенно в том случае, если крыша хорошо теплоизолирована, а с внешней стороны покрыта мхом и грязью.

Подобное явление можно заметить часто, поскольку шифер шероховатый и эти микроскопические углубления набивается пыль и другой мусор.

Если в шероховатости вдобавок будет попадать влага, то это будет отличная среда для роста мха и размножения различных микроорганизмов.

  • Чаще всего повреждения кровли выявляется при осмотре крыши с чердака, там можно увидеть на стропильной системе влажные участки, очаги плесени в утеплителе и так далее.
  • Если такие симптомы есть, термоизоляцию в этом месте и вокруг него нужно будет извлекать и заменять на новую после восстановления шифера и полного высыхания деревянной конструкции.
  • Достоверно локализировать дырки, трещины и их точные размеры можно лишь с внешней стороны. Поэтому крышу следует основательно очистить от загрязнений, которые могут маскировать дефекты.
  • Для этого применяют металлическую щётку закрепленную на дрели, разные химреагенты для устранения плесени, а также мойку высокого давления.

Отыскав все повреждения, можно начать думать о том, чем заполнить дырку в шифере. Но сперва следует подготовить основание кровли, поэтому выполните следующее:

  • Дождитесь полного высыхания крыши после очистки;
  • Основательно обезжирьте участок шифера для ремонта, подойдет любой растворитель;
  • Извлечь крепёжные элементы, которые располагаются вблизи поврежденного участка.

Обратите внимание! Для извлечения шиферных гвоздей вам понадобится гвоздодер и дощечка из твердых пород древесины.

Досочка нужна для того, чтобы равномерно распределить нагрузку на шифер в процессе выдирания гвоздей, в таком случае шиферные листы не будут ломаться.

Чем заделать дырку в шифере на крыше

С другой стороны, даже если в пачке гарантированно качественного материала попался лист с небольшой трещинкой, это еще не повод для паники. Всегда есть возможность заделать трещину в шифере изнутри, с изнаночной стороны. Тем более в условиях «на земле» это сделать намного проще, чем на крыше. Можно залатать или заделать дырки в шифере небольшого размера, например, от гвоздей или ремонтного крепежа, но в этом случае потребуется еще трезво оценить характер повреждения и возможности дальнейшего использования листа.

Как заделать трещину в шифере на крыше

Для ремонта шиферной кровли в бытовых условиях используют следующие способы:

  • Трещину заклеивают вязким и эластичным материалом с хорошим уровнем адгезии к асбестоцементной поверхности. При соблюдении правил ремонта трещина не пропускает влагу на крыше и не увеличивается в размерах;
  • Укладывают латку из шифера. Это единственно реальный способ залатать дырку в шифере на крыше, не прибегая к замене листа;
  • Бетонирование поврежденного участка. Таким способом можно заделать относительно небольшой сектор шифера, его используют для самых сложных случаев;
  • Блокирование трещины или дыры с помощью монтажной пены. Это, скорее, временная мера, позволяющая заделать пробоину на короткое время, например, зимой или в дождливую погоду. При первой же возможности нужно будет выполнить полноценный ремонт крыши.

С трещиной работать проще, чем с дырой, достаточно найти причины и аккуратно заклеить повреждение. Другое дело, если необходимо залатать дырку в шифере на крыше. Кроме клеевой массы или связующего, потребуется подобрать материал латки, который бы по свой свойствам был схож с шифером и легко обрабатывался. Обычно для заделки небольших повреждений используют тонколистовой металл, асбестовое или базальтовое волокно.

Бетонный раствор

чем заделать дыры в шифере: использование бетонного раствора

Один из самых доступных решений, с помощью которого можно произвести заделывание дыр любого размера. Приготовление бетонного раствора следует совершать из сухого цемента и просеянного песка в соотношении 1:2, что требуется заливать водой и тщательно перемешивать до момента придания смеси необходимой консистенции.

Материалы недорогие по стоимости и готовка состава из них не занимает много времени.

Для проведения ремонтных работ надо выполнить подготовку деревянного короба опалубки, которую можно соорудить в форме кольца из полосы протектора старой автомобильной камеры. Дальше подвергнувшийся повреждению или с наличием дыры участок необходимо аккуратно обрезать по размеру таким образом, чтобы сделанный каркас удалось завести под шифер и зафиксировать.

Затем нужно выполнить заливку бетонного раствора и уложить латку из более крупного куска шиферного листа на дыру. В некоторых случаях края такой заплатки окрашиваются посредством масляной или резиновой краски.

Цементно-асбестовый раствор с ПВА

чем заделать дыры в шифере: использование цементно-асбестового раствора

С помощью асбеста и цемента производить заделывание дыр на крыше из шифера наиболее оптимально относительно структуры кровельного материала, но этот способ является не только устаревшим, но и небезопасным, поскольку в ходе работ требуется взаимодействовать с хризотиловым волокном.

Даже при этом данный вариант сегодня является весьма популярным, поскольку не имеет аналогов, которые способны обеспечить такой же длительный период эксплуатации после нанесения.

Приготовление асбестоцементной смеси необходимо производить следующим образом:

  1. Первым делом нужно взять готовый асбест. Если такого приобрести не удалось, то следует натереть при помощи терки кусок шифера.

Обратите внимание! При проведении работ в обязательном порядке требуется обеспечивать защиту дыхательных путей, совершая одевание респиратора.

  1. Далее надо взять металлическую емкость, к примеру, оцинкованное ведро, в котором требуется выполнить предварительное замачивание асбестового волокна не меньше чем на 24 часа. На 5 л воды следует брать 3-4 кг материала. Спустя сутки волокно приобретает вид гелеобразной субстанции.
  2. К получившейся смеси из асбеста необходимо добавить около 2-3 кг цемента марки 400. Соотношение между ними должно быть 3:2.
  3. Следом за этим надо добавить отдельно сделанный состав из клея ПВА и воды в одинаковых пропорциях. После смешивания в конечном результате смесь должна приобрести консистенцию сметаны.

После этого раствор является готовым к применению. Перед нанесением важно лишь совершить очистку и просушивание поверхности. Замазывание трещин и дыр на шифере посредством смеси выполнить достаточно легко, для чего нужно лишь осуществить обработку поврежденных участков ее небольшим количеством и покрыть составом из ПВА и воды в пропорциях 1:3. После этого места с повреждениями нужно заделать еще двумя слоями раствора.

По завершении все области подвергнувшиеся ремонту на несколько дней следует закрыть при помощи пленки, которая обезопасит нанесенный на крышу состав от ветра и осадков до его полноценного застывания. После высыхания смесь приобретает вид заплатки, что по своим свойствам напоминает шифер. Именно по этой причине асбестоцемент применяется при проведении ремонтных работ на кровлях, что имеют значительные повреждения.

Бутил-каучуковой водонепроницаемой ленты

Популярность ремонтных пленок из бутилкаучука невероятно высока, так как эластичной самоклеющейся лентой можно заделать практически любую трещину, начиная от водопровода, заканчивая стеклом на балконе.

Лента продается в виде бобины, подобно скотчу, но, в отличие от строительных и бытовых полосок, БК обладает высокой прочностью и хорошей адгезией. По сути, это оптимальный вариант в ситуации, когда лопнул шифер, и нужно заделать трещину в течение пяти минут.

Для ремонта достаточно отрезать кусок ленты необходимой длины и наклеить несколько слоев так, чтобы блокировать подтекание воды на крыше через щели. Если позволяют условия, то место наклейки следует промазать акриловой краской или любым нитроклеем. Бутилкаучук хорошо пристает к гладкой поверхности, но на шероховатом асбестоцементном покрытии может отклеиться в первый же дождь. Поэтому края трещины перед заделкой приходится закрашивать.

Влагостойким нитроцеллюлозным клеем

Несмотря на удобство и относительную простоту, использование дорогостоящей бутил-каучуковой ленты не всегда оправдано. Во-первых, это дорогостоящий материал, цена на катушку может достигать 12-15 EUR. Во-вторых, ее использование разумно для случаев, когда трещина расположена на ответственном участке крыши, и, помимо герметичности покрытия, целью ремонта является удержание волны шифера в нужном положении.

Для простых случаев, например, трещина появилась на поверхности шифера прямо над деревянной планкой обрешетки, можно обойтись обычным нитроцеллюлозным клеем.

С помощью хорошего клея можно замазать трещину на шифере быстрее и дешевле, чем при использовании дорогущего бутилкаучука. Для ремонта клеевую массу делят на две части:

  • Первую половину разводят ацетоном до состояния жидкости;
  • Во вторую часть добавляют шиферный спил – стружку и пыль, полученную при резке листа болгаркой.

Жидкой фракцией обрабатывают трещину в несколько приемов, сушат и накладывают густую клеевую массу, после наклеивают ленту строительного скотча. Таким же способом можно замазать все трещины в шифере на крыше, если размер повреждения не превышает нескольких сантиметров.

Как заклеить шифер

Самодельная и готовая битумная мастика

До поступления в продажу предназначенных для ремонта клеевых и полимерных материалов для устранения всех подобных повреждений кровли из шифера во многих случаях применялись битум и рубероид. Битумные мастики не являются самым качественным вариантом, но им все так же часто отдается предпочтение и сегодня, поскольку они отличаются простотой использования, стоят недорого и перед их нанесением не требуется совершать особых подготовительных мероприятий.

Если же предстоит сделать собственноручное приготовление смеси, то действия требуется осуществлять в следующей последовательности:

  1. Выйти на улицу и разжечь костер, а затем по его бокам положить два кирпича.
  2. Нужно взять старое ведро и положить в него кусок битума.
  3. Дальше изделие следует поставить на костер и перемешивать его содержимое, чтобы избежать возгорания.

При выполнении работ при температуре ниже 0°C в битум нужно добавлять 10% отработки для придания составу большей эластичности, и чтобы исключить вероятность образования трещин на мастике.

Важно! Ремонт шифера лучше осуществлять с применением готовым жидких мастик на основе битума.

Ремонт шифера при бутумной мастики

При растапливании смол и данного материала, что находится в твердом состоянии необходимо соблюдать предельную аккуратность, поскольку при нагреве шифер способен не только увеличиться в габаритах, но и расколоться.

Это тоже важно знать:  Как снять шифер с крыши дома самому и с помощниками

Посредством битумной мастики комфортно выполнять накладывание ремонтных латок. Для заделки же образовавшейся дыры в шифере на поверхности кровли требуется совершить следующие действия:

  1. Первоначально необходимо осуществить вырезание из листа ремонтного шифера заплатки прямоугольной формы.
  2. Далее требуется выполнить обработку краев дыры на кровле, а с изнанки поверхность латки вскрыть праймером и в один слой мастикой.
  3. После просыхания приготовленных материалов следует произвести повторное нанесение битумной гидроизоляции и совершить укладку заплатки в области дыры.

При достаточно крупном угле наклона ската латку из шифера к поверхности крыши или рядом расположенной опоре приходится закреплять с использованием проволоки. Спустя несколько дней швы следует еще раз обработать мастикой. Посредством этой смеси и мелких кусков шифера можно также довольно легко выполнить устранение лишних отверстий от гвоздей в кровельном материале, но в данном случае работы требуется производить с изнанки до его монтажа на крышу дома.

Обратите внимание! Заделывание повреждений с использованием разных замазок помогает лишь в течение некоторого времени. Недостаток в таком случае заключается в том, что шифер обладает незначительной податливостью к расширению, а данные составы имеют абсолютно иной коэффициент. По этой причине спустя несколько циклов перепадов температуры протечки вновь появляются на отремонтированных участках, в результате чего на порядок легче и надежнее выполнить замену поврежденного листа.

Полиуретановая пена и эпоксидная смола

С помощью строительного пенополиуретана достаточно просто выполнить заделывание разных повреждений, в том числе и дыр. Если при небрежном обращении возникли сквозные проломы или тем более отверстия, то посредством этого состава можно быстро и крепко зафиксировать кусок шифера почти любых габаритов.

чем заделать дыры в шифере: применение монтажной пены

Применять пену крайне легко. Дыру или поврежденный участок с крупной трещиной следует увлажнить водой снаружи крыши, а также в пространстве под кровельным материалом. Следом за этим необходимо нанести требуемое количество смеси с изнанки шифера, чтобы возникшее покрытие из пены закрепило бока отверстия. По истечении 30 минут можно обезопасить отремонтированное место заплаткой. В качестве клеевого состава можно также применять полиуретан.

Обратите внимание! Эпоксидная смола является более подходящим средством для ремонта шифера, поскольку она на порядок лучше переносит воздействие ультрафиолетовых лучей, чем полиуретан.

Для тонких трещин пена не является самым подходящим решением, поскольку она обладает для этого достаточно значительной вязкостью. Для данной задачи оптимально использовать эпоксидную смолу. Перед применением в нее необходимо лишь добавить разбавитель, который обеспечит лучшее проникание клеевой смеси в трещину. После нанесения состава в области трещины в обязательном порядке требуется выполнить фиксацию заплатки из пленки или тонкой фольги.

Некоторые мастера также прибегают к трехслойному способу, который состоит из следующих этапов:

  1. Первым делом нужно произвести очищение и обезжиривание ремонтируемой области.
  2. Следом за этим необходимо обработать повреждение монтажной пеной.
  3. После полного высыхания следует совершить нанесение герметика.
  4. По окончании застывания предыдущего состава можно приступать к обработке ремонтируемого места смолой.

Мелом и олифой

Это старый, хорошо известный рецепт заделки щелей и трещин в окнах и стенах здания. Смесь можно использовать для ремонта трещин в шифере. Еще тридцать лет назад мелом, чаще зубным порошком, замешанным до состояния пасты, заделывали щели между стеклом и оконной рамой.

Как заделать трещину в шифере на крыше

Качество ремонта трещин и дыр получалось невысоким, поэтому в смесь добавляли разные вспомогательные ингредиенты, чаще всего цемент, казеиновый клей или масляную краску. Единственным плюсом такого «герметика» является то, что ним удобно заделывать щели между деревянным брусом и асбестоцементным листом. Замазка одинаково хорошо прилипает к обоим материалам, и с течением суток твердеет до состояния камня.

Готовые шпаклевочные смеси

При проведении ремонта крыши из шифера, что имеет трещины или дыры можно использовать готовые шпаклевки, в составе которых присутствуют гидроизоляционные материалы. Оптимальным вариантом являются полиэфирные, эпоксидные и акриловые смеси. Шпаклевки же на основе модифицированной целлюлозы и вододисперсионных полимеров для таких повреждений не подходят по причине низкой устойчивости к сырости и колебаниям температуры. Работы с применением подходящих составов требуется совершать в следующей последовательности:

  1. Изначально нужно выполнить тщательную очистку поверхности.
  2. Следом за этим кровельный материал необходимо обезжирить, используя растворитель или ацетон, а после этого дождаться его полноценного высыхания.
  3. Дальше требуется развести грунтовку до жидкого состояния и обработать ею ремонтируемую поверхность.
  4. После впитывания состава можно приступать к нанесению шпаклевки обыкновенным шпателем или при помощи специального пистолета.
  5. Спустя 6 часов обработанный участок следует накрыть стеклотканью и поверх нее выполнить нанесение еще 1 слоя шпаклевочной смеси.

Важно! Чтобы добиться качественного результата проведение ремонта желательно осуществлять в сухую и пасмурную погоду, благодаря чему используемый состав высохнет не спеша должным образом при благоприятных для этого условиях.

Цементно-песчаную смесь

А можно использовать цементно-песчаную смесь, если вы не знаете, чем и как заделать дырки в шифере. Для приготовления смеси нужно смешать названные компоненты в соотношении 1:2. Массу развести водой до консистенции густой сметаны. Полученным раствором замазывают дыры и трещины и оставляют сохнуть в тени. Готовый отремонтированный лист можно окрасить в нужный цвет.

Монтажная пена

Ремонту отверстий в шифере также поможет обычная монтажная пена. Мастера используют ее для заполнения трещин и щелей в шиферной кровле. Это хороший вариант ответа на вопрос, как отремонтировать и герметизировать шиферный лист. Смесь наносят на чистый и обезжиренный ремонтопригодный участок, и таким образом заделывают прореху. Затем после высыхания обрабатывают трещину герметиком и все смазывают эпоксидной смолой.

Алюминиевая фольга

Поможет справиться с трещинами также обычная алюминиевая фольга:

  • Шаг 1. Удалите с листа прежний крепеж.
  • Шаг 2. Закругляем у заплатки углы.
  • Шаг 3. Крепим фольгу и прижимаем ее саморезом.
  • Шаг 4. Если шифер на вашей крыше цветной, докрасьте в тот же цвет и заплатку.

В крайних случаях легче заменить какой-либо участок шиферной кровли, чем его отремонтировать. Тогда вырежьте из новых листов нужные элементы:

Как резать шифер своими руками

Нередко также в негодность приходит конек шиферной крыши, который не сложно заменить на металлический или деревянный:

Ремонт конька шиферной крыши

Заплатка из жести

Прибегать к этому способу оптимально, если требуется заделать крупные дыры и трещины в крыше из шифера. Действия в данном случае необходимо совершать следующим образом:

  1. Первоначально надо произвести вырезание жестяной заплатки, которую требуется свернуть в трубочку.
  2. Следом ее необходимо затолкнуть в дыру таким способом, чтобы в дальнейшем в середине удалось выполнить отверстие.
  3. После его проделывания в нем следует установить болт с использованием прокладки и выполнить прижимание.
  4. В завершение оставшиеся зазоры нужно залить строительным герметиком.

К ремонту шифера с применением этого способа необходимо относиться предельно ответственно, поскольку если заплатка не будет способна полноценно предотвратить проникновение даже незначительного объема воды, то по истечении некоторого периода времени от ее воздействия стропила станут полностью непригодными.

Гидроизолирующим обмазочным составом

Использование жидкой гидроизоляции на основе акрила или бутил-стирольного каучука максимально упрощает ремонт. С помощью кисточки, ножа и щетки по металлу можно выполнить ремонт трещин любой длины и размеров.

Тонкие и длинные повреждения расширяют и зачищают от мусора, после чего наносится грунтовка и тонкий слой гидроизоляции. Дыры больших размеров можно заделать с помощью нескольких слоев полиэфирной ткани, наклеенных с промазыванием подобно папье-маше.

Мелкий ремонт шиферной крыши

Для того, чтобы реставрировать и увеличивать срок эксплуатации требуется проверять состояние гвоздей, которыми листы прибиты к рейкам из древесины. Как правило, на фирменных гвоздях есть бороздки или насечки, которые препятствуют выдавливанию крепления из дерева.

Но даже такие гвозди окисляются, начинают ржаветь и легко выходят из обрешеточной древесины. По этой причине лучшим методом для увеличения ресурса и срока эксплуатации останется замена гвоздей на новое крепление.

Если гвоздевые шляпки просто приподнялись над волной на 0.5-1 см, то для ремонтных работ достаточно добавлять в отверстие немного герметика, а после осаждать крепление на место. Если гвоздь будет с легкостью расшатываться рукой, то лучше всего вытаскивать крепление из обрешетки, добавлять клеевой состав или лакокрасочный материал и забивать новое крепление.

Капитальный ремонт шиферной крыши

Если повреждения шиферной крыши составляет более 40%, то рекомендуется провести её капитальный ремонт.

Работы выполняются в таком порядке:

  1. Демонтаж старого шифера. Обязательно удаляют все крепёжные элементы.
  2. Демонтаж гидроизоляционного слоя и теплоизоляции.
  3. Осмотр стропильной системы. Если обнаружены следы гниения или грибок, их надо обязательно устранить и обработать.
  4. Укладка гидроизоляции и теплоизоляционного материала. Если крыша нежилая, то можно уложить только гидроизоляцию и обойтись без утеплителя. Если крыша нежилая, то можно уложить только гидроизоляцию и обойтись без теплоизоляционного материала
  5. Монтаж шифера:
    • работы начинают от кромки крыши и движутся к коньку. Выпуск листа должен составлять 10–20 см;
    • фиксируют первый лист. Для этого надо использовать шиферные гвозди, на которых есть резиновые уплотнители. После выравнивания первого листа его фиксируют и укладывают следующий с перекрытием не менее 10 см. Надо регулировать размер перекрытия так, чтобы край верхнего листа получился на коньковом брусе;
    • укладывают следующие ряды. Листы размещают с горизонтальным перекрытием в одну волну. Таким образом устанавливают все листы с одной стороны крыши. После этого приступают к перекрытию другого ската. Для обеспечения герметичности покрытия стыки листов рекомендуется промазывать герметиком.

Для увеличения срока службы шиферную крышу можно покрасить.

Как отремонтировать конёк шиферной крыши

Как и любые другие работы на крыше, замену конька надо проводить, соблюдая правила техники безопасности, так как можно легко упасть с большой высоты.

Если повреждён конёк шиферной крыши, то его замена проводится в следующем порядке:

  1. Снимают повреждённый коньковый элемент.
  2. Закрывают коньковый брус гидроизоляционным материалом, например, специальной коньковой лентой. Она обеспечивает хорошую вентиляцию, но не даёт возможности попасть в подкровельное пространства насекомым, снегу и талой воде. Как эконом-вариант можно использовать обычный рубероид.
  3. Подготавливают оцинкованный лист. Его надо согнуть, при этом угол должен быть немного меньше, чем угол конька.
  4. Монтаж конькового элемента. Выполняют укладку подготовленных коньковых элементов с нахлёстом порядка 20 см. Фиксировать оцинкованный лист можно гвоздями. Если есть опыт, то можно сразу пробить лист и шифер, в противном случае рекомендуется делать отверстие при помощи электродрели, а потом забивать гвоздь. Крепление проводится только по вершинам волн. Можно использовать саморезы.

Ремонт конька шиферной крыши

Как заменить отдельные листы шифера

Бывают ситуации, когда на одном листе шифера одновременно образовалось много повреждений, или они очень большие. Проводить ремонтные работы в таком случае неэффективно и придётся полностью заменить повреждённый лист. Если крыша небольшая, то проще снять весь шифер, заменить некоторые листы и снова покрыть крышу. В том случае когда крыша имеет большую площадь, замена повреждённого листа выполняется в следующем порядке:

  1. Освобождают крепёж повреждённого листа. Делают это при помощи гвоздодёра. Чтобы не повредить хрупкий шифер, под гвоздодёр надо обязательно подложить деревянный брусок.
  2. Приподнимают лист, который расположен над повреждённым шифером и вытягивают тот элемент, что требуется заменить.
  3. Установка нового листа. На место удалённого листа подсовывают новый и закрепляют его при помощи гвоздей.

Самые проверенные способы ремонта шиферной кровли

Итак, представляем серию пошаговых мастер-классов, которые в деталях покажут вам: как устранить трещину в шифере в зависимости от ее размеров, и какими материалами это будет удобно сделать.

Способ №1. Битумная лента для широких сколов

Итак, первым делом порекомендуем вам проверенный материал для ремонта трещин на асбестоцементных покрытиях – битумную ленту:

Ремонт шифера при помощи битумной ленты

Битумные ленты довольно легко найти в продаже. Они состоят из таких слоев: алюминий в качестве армирующей основы, вязкий битум для сцепления с кровлей и временное защитное покрытие, которое нужно снять.

Идеально, если вы сможете наклеить такую ленту сразу с двух сторон поврежденного листа: и с изнаночной стороны, и с лицевой.

Способ №3. Наплавляемая кровля для расколотого листа

Для ремонта шиферной крыши своими руками также отлично подходит современная наплавляемая кровля. Просто отрезаете нужный кусок и фиксируете на повреждении:

Как починить шифер при помощи наплавляемой кровли?

Можно сказать, это укрупненный вариант битумной ленты, но при этом более надежный. Страдает здесь только эстетический аспект: большая черная заплатка будет более заметна на кровле, чем тонкая серебристая полоса специальной ленты.

Ремонт шиферной крыши полимочевиной

Полимочевина — это двухкомпонентная субстанция, состоящая из смолы и изоцианата. Другие названия: поликарбамид и полиурия. При покрытии крыши этой субстанцией образуется эластичная многослойная плёнка, которая стойко переносит механические повреждения и нечувствительна к перепадам температуры.

Применяется для гидроизоляции в капитальном строительстве: гидрофобная обработка фундаментов, цоколей, дна искусственных водоёмов, резервуаров, и в том числе — крыш. Особенности полимочевины:

  • безвредна для человека;
  • быстро отвердевает (через 10–15 секунд после нанесения);
  • не горюча;
  • устойчива к высоким и низким температурам.

Гидроизоляция крыши полимочевиной

Для покрытия кровли полимочевиной требуется производственное оборудование, поэтому в частном домостроении препарат применяется редко

Однако в частном домостроении препарат применяется редко. Это связано со сложным оборудованием, которое необходимо для распыления. Для получения вещества нужно смешать около двух десятков ингредиентов. Возможно, в скором времени в продаже появятся небольшие баллончики для бытового использования, по типу монтажной пены. Но пока полиурия доступна к использованию только на крупных промышленных объектах.

Видео: уникальные характеристики полимочевины

Способ №4. Ткань с клеем для надежной гидроизоляции

Если вы не хотите приобретать специальные средства для небольшого ремонта шиферной крыши дачного домика, воспользуйтесь старым добрым методом с тканью и клеем:

Как заклеить треснутый шифер?

Способ №5. Масляная краска для больших заплат

Если трещина не широкая, но длинная, от нее легко избавиться при помощи ткани и самой обычной краски для внешних работ:

Как отремонтировать шифер при помощи краски?

А вот более новый и технически интересный способ – применение Эластомерика:

Эластомерик создает на обратной стороне шифера такую же цветную плотную пленку, как и краска, но при этом еще и тянется! Это хорошо для больших трещин, которые способны «гулять» при сильном ветре.

Способ №6. Армирующая сетка для старого шифера

Если вы подозреваете, что отремонтированная трещина рискует в будущем разойтись вновь (например, из-за проблем со стропильной системой), тогда есть смысл дополнительно армировать ее сеткой и покрыть битумной мастикой:

Как спасти шиферную кровлю при помощи армированной сетки?

Способ №7. Цементный раствор для серьезных повреждений

И, наконец, никто не отменял старый добрый цементный раствор:

Смесь для ремонта готовят так: смешайте цемент и асбест в пропорции 1:3, разбавьте водой и клеем ПВА до консистенции густой сметаны. Сделайте это прямо перед тем, как заберетесь на крышу, чтобы раствор не застыл раньше времени, а на это уйдет не более 3 часов.

Таким цементным раствором вы легко сможете как починить дырку на крыше из шифера, так и заполнить довольно крупные трещины. Что и немудрено: шифер и есть тот самый бетон, всего лишь наполненный асбестовыми волокнами для прочности. Поэтому такой ремонтный материал ему как нельзя лучше подходит.

Особенности ремонта шиферной кровли в зимний период

Плановый ремонт шиферной кровли зимой обычно не проводят. При выявлении серьёзных повреждений устранить их можно и в зимний период, но надо учитывать определённые нюансы. Если надо заменить лист, то зима не будет помехой, главное, чтобы в этот день не шёл снег.

Основные недостатки проведения ремонта крыши в зимний период:

  • короткий световой день, поэтому времени на выполнение работ будет меньше, чем летом;
  • низкая температура и снег значительно усложняют проведение работ;
  • практически невозможно работать с ремонтными составами, особенно с битумом.

Если возникла необходимость отремонтировать шиферную крышу зимой, надо придерживаться таких правил:

  • перед началом выполнения любых работ на крыше её надо очистить от снега и наледи;
  • если используется краска, мастика или другие ремонтные составы, тони должны обязательно быть морозоустойчивыми;
  • если материал предназначен для использования при любых температурах, всё равно работать на крыше при температуре ниже -20°C не рекомендуется;
  • перед началом проведения работ надо ознакомиться с прогнозом погоды. Если обещают снегопады, то необходимо отложить ремонт;
  • если снегопад начался во время проведения работ, все открытые места следует закрыть плёнкой, поэтому её надо приготовить заранее.

При работе на крыше надо всегда использовать страховку, особенно это актуально в зимнее время.

Как защитить шифер от дальнейших разрушений?

Хуже ситуация, если кровля начала лопаться в разных местах. Это обычно свидетельствует об ошибках монтажа в свое время, и обычный ремонт шифера на крыше даст только временный эффект.

Необходимо срочно останавливать процесс разрушения:

  • Способ №1. Для того, чтобы предотвратить растрескивание, временно положите на трещину пропитанную краской полоску ткани.
  • Способ №2. Также, чтобы трещина не пошла дальше, в ней сверлят отверстие и фиксируют саморезом. Причем такое отверстие нужно заделать дополнительно кровельным герметиком, который будет стягивать, как резина, края отверстия.

Но, если в ближайшее десятилетие вы менять всю крышу не собираетесь, тогда подходите к вопросу ремонта более глобально:

Ремонт шифера на крыше ризолином и резиновой краской

Или вот так:

Вот и все! Подбирайте тот метод, материалы для которого у вас уже есть и вы знаете, как с ними работать.

Чем нельзя ремонтировать шиферную крышу

Покрытие из асбестоцементного листа является крайне чувствительным к перепаду температур, поэтому для заделки трещин не используют высокотемпературные расплавы на основе церезина, смолы и базальтового порошка. Эти материалы применяются для ремонта трещин в бетонных крышах, для заделки дыр и стыков на панелях и плитах.

Немало проблем возникает с заклейкой повреждений эпоксидным компаундом и чистой смолой. При низких температурах в сильный мороз материалы покрываются трещинами и постепенно вылущиваются из шва.

Источники
[свернуть]

Рейтинг@Mail.ru